Герань на картинах российских и советских художников

admin




Скопцов Семён Сергеевич (1917-1998 гг.), “Донская герань”, 1956г.


“Щемяще-русская герань” - так назвал искусствовед Валерий Рязанов одну из работ Семена Скопцова. “Донская герань” — это и натюрморт, и часть городского пейзажа одновременно.
Украшающая дом из века в век, прочно занявшая место на многих подоконниках и в садах, герань попала на картины многих советских и российских художников, отобразивших в своих произведениях разные периоды из жизни нашей страны.
“А в окнах – шапки огненной герани” – эта строка из стихотворения Вероники Тушновой объединила многие жанровые картины, натюрморты, интерьерную живопись. Почти на всех картинах самая популярная и самая распространенная во все времена – красная герань. Герань, которую когда-то "тонкие ценители" пытались сделать символом мещанства. Не удалось.


Угаров Борис Сергеевич (1922-1991 гг.), “Октябрь”, 1964 г.


По сизой булыге тихого городка шагают солдаты революции. В сапогах, лаптях, в ботинках с обмотками. В шинелях, тулупах, тужурках...
Тесно, плечом к плечу сомкнуты их ряды.
Их шаг тверд. Стремление вперед неудержимо...
Полыхают багряные стяги, вспыхивает кумачовый цвет на повязке, горит пунцовая лента на груди у красногвардейца, и, как огоньки, алые искры герани в окнах подвала, где живет беднота.


Угаров Борис Сергеевич (1922-1991 гг.),."Окна. Герань" (Этюд к картине "Октябрь")




Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939 гг.), “1919 год. Тревога”, 1934 г.


Семья рабочего, которому угрожают белогвардейцы, охвачена тревогой, причем это не просто человеческая тревога, а тревога классовая, зовущая к борьбе. В квартире, расположенной в городе, художник изобразил на подоконнике герань, которая до революции в рабочих городках в каждом доме была, так как и цвела красиво, и мух отпугивала и, возможно, на прочих насекомых действовала. В 1919 году борьба с мещанством и атрибутом его геранью ещё не была развёрнута, более важные задачи решались в то время.


Муковнин Евгений Владимирович (1976 г.р.), “Антоновские яблоки”, 2007 г.


“Антоновские яблоки” – изобилие золотистых плодов: яблоки в корзинах, на ступеньках крыльца, на краю колонны возле девушки, которая в слезах отвернулась от мужчины в военном мундире. На картине Евгения Муковнина яблоки – символы печали. Осенние цветы у крыльца, в окне пышно цветущая герань, природа ликует – люди страдают. “Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет...”, – это Иван Алексеевич Бунин.


Муковнин Евгений Владимирович (1976 г.р.), “Осенние цветы”, 2009 г.




Телин Владимир Никитович (1941-2012 гг.), “Дом опустел”, 1984 г.


В картине “Дом опустел” последний, наверное, в деревне мужик-умелец, забивает досками окна навеки уснувшей избы, пять горестных старух разобрали уже в память о подруге её никому не принадлежащее наследство – самовар, чайник, герань, козу и икону, а последняя - шестая - наклонилась к трехцветной “счастливой” кошке, жалобно умоляющей взять её в “добрые руки”.


Попков Ви́ктор Ефи́мович (1932-1974 гг.), "Северная песня" (“Ой, как всех мужей побрали на войну...”), 1968 г.


Персонажи на картине, несмотря на взаимную приязнь, во многом противоположны друг к другу, что выражено и сюжетом, и композицией, и цветовыми средствами. Как обозначение демаркационной линии, разделяющей деревенских и приезжих городских, на полотне выписано единственное сильное цветовое место – ярко-красная герань, прозванная в народе “солдатской кровью”. Деревня еще живет старыми традициями, сохраняя свою культуру, которая может вызывать лишь этнографический интерес.
Но почему же эта казалось бы бытовая сцена вызывает какое-то болезненное ощущение у зрителя? Потому что художник сам воспринимает эту сцену так же, как и зритель, несмотря на то, что честно пытался соединить две половинки в единый народ. Разрыв традиций, конфликт поколений проходят через его душу, через его сердце, что так болезненно кровоточит и полыхает, как красный цветок герани на окне.
Из воспоминаний Виктора Попкова о картине “Северная песня” ("Ой, как всех мужей побрали на войну..."): “...в эту литературно-сюжетную ситуацию я ввел мелодию песни, стараясь всё подчинить ей, попробовал холодно-зелёный пейзаж столкнуть с малиновым полыханием цветка на окне”.


Кустодиев Бори́с Миха́йлович (1878-1927 гг.), "Голубой домик", 1920 г.


В этой работе Кустодиев представил целую модель "русского мира". Мир - это разделенный на уровни дом, различные персонажи которого воссоздают безмятежную жизнь русской провинции. На втором уровне в среднем окне герань - символ мещанства (реабилитированный К.Г. Паустовским).
Из книги Константина Паустовского “Повесть о жизни”:
“Горький прочел «Колхиду», как он сам сказал мне потом, “собственноручно” и сделал всего одно замечание. Относилось оно к цветку герани. Я написал, что герань – цветок мещанского обихода, главное украшение обывательских окошек.
Горький написал на полях рукописи, что никакие растения и цветы не могут быть мещанскими или пошлыми и что герань – любимый цветок городской бедноты, душных подвалов, где ютятся ремесленники. В народе издавна сложилось убеждение, что герань очищает тяжелый воздух слесарных, сапожных и других мастерских. Поэтому ее и любят”.


Егуткин Аркадий Ефимович (1936 г.р.), “Герань”, 1998 г.


Художник Аркадий Ефимович Егуткин о картине “Герань”, посвященной военной тематике (из статьи “О времени, об искусстве, о себе… и не только…”): ““Герань”. Тоже – наблюдение: бабка, как свечка, несёт свою герань. В “моё” время герань называли мещанским цветком. На самом деле это - изумительно красивый цветок и простые люди её раньше выращивали. Вокруг заколоченные окна в домах, а эта бабка несёт её куда-то к себе. Жизнь продолжается, надежда есть. Это - попытка сохранить всё лучшее, что заложено в душе. Она, конечно, об этом не думает, но я вижу ее человеческое достоинство”.


Лебедев Владимир Васильевич (1891-1967 гг.), “Герань”, 1919 г.




Гурьева-Сажаева Александра Петровна (1950 г.р.), “Мамина герань”




Попков Ви́ктор Ефи́мович (1932-1974 гг.), “Окно с геранью”, 1969 г.




Верховская-Гиршфельд Татьяна Михайловна (1895-1980 гг.), “Окно”, 1956 г.




Григорьев Николай Михайлович (1880-1943 гг.), “На подоконнике. Собака-копилка и герань”, первая четверть XX века




Прокопьев Андрей Лаврентьевич (1922-1993 гг.), “Герань”, 1980 г.




Прошкин Виктор Николаевич (1906-1983 гг.), “Герань”, 1964 г




Крылов Порфирий Никитич (1902–1990 гг.), “Герань”, 1959 г.




Аникеев Михаил Корнеевич (1925-2011 гг.), “Герань”, 1963 г.




Жидков Александр Александрович (1935 г.р.), “Окно”, 1962 г.




Зорюков Александр Васильевич (1956 г.р.), “Герань на моём окне”, 2012 г.




Лебедев Порфирий Маркович (1882-1974 гг.), “Натюрморт с геранью”




Жуковский Станислав Юлианович (1873-1944 гг.), “Гостиная с роялем”, 1916-1917 г.




Ковешникова Майя Дмитриевна (1926-2013 гг.), "Красна изба углами", 1967 г.




Хохловкина Эльза Давидовна (1934 г.р.), “Собрание бригады животноводов. Алтай.”, 1980 г.




Жданов Владимир Юрьевич (1959 г.р.), “Мартовское солнце”, 2011 г.




Падалка Юрий Николаевич (1953 г.р.), “Натюрморт с геранью”, 2006 г.




Муковнин Евгений Владимирович (1976 г.р.), “Натюрморт с садовой геранью”, 2008 г.




Горячева Светлана Николаевна (1974 г.р.), “ Натюрморт с геранью”, 2008 г.




Панфёров Лев Владимирович (1927–1990 гг.), “Герань”, 1970-е




Горячева Светлана Николаевна (1974 г.р.), “Пасха”, 2008 г.




Птичкин Илья Иванович (1973 г.р.) “Герань. Солнечный свет.”, 2013 г.




Ионов Пётр Никифорович 1911-1999 гг.) “Герань на окне”




Муковнин Евгений Владимирович (1976 г.р.), “Светлый праздник”, 2005 г.




Хмелева Елена Владимировна (1966 г.р.), “Новый год”




Левченков Александр Михайлович (1977 г.р.), "Утро Нового года", 1999 г.


Картина, вызывающая тёплые воспоминания из детства. Счастливый ребенок, ёлка в огнях, герань на окне, праздничный стол... Завораживает голубой полусвет и волшебные искорки гирлянды... Ещё все спят... Потрясающее ощущение, что новогоднее чудо вот-вот случится!... Как в детстве!